Ваш регион: Москва ?
8-804-333-6-777
Экспедиция "Притяжение Арктики. Ямальское Кольцо"
Из дневников экспедиции
21 февраля 2016 года, из тёплой Москвы, с улицы Степана Малыгина - легендарного полярного морехода, возглавлявшего Двинско - Обский отряд Великой Северной экспедиции - стартовала экстремальная зимняя автомобильная экспедиция "Притяжение Арктики - Ямальское кольцо". Путь лежит на Ямал, на остров Белый, небольшой (всего 1900 квадратных км) остров в Карском море.



На старт приехали друзья и знакомые, а также телеканалы Мир и ЯмалРегион.
Видео анонс на ТВ Мир
Видео старта на ТВ Ямал-Регион
Видео старта на ТВ Мир

Аркадий Колодкин - руководитель экспедиции.
Команда экспедиции состоит из 9 человек, 4 подготовленных автомобилей:


Марка/Модель: Toyota Land Cruiser 80, МКПП Пробег 650 000 км
Дата выпуска: 1993 год
Тип двигателя: 1HZ (дизель)
Объем (куб.см) 4200
Мощность (л.с.): 123

Марка/Модель: Toyota Land Cruiser 105, МКПП Пробег 140 000 км
Дата выпуска: 2005 год
Тип двигателя: 1HZ (дизель)
Объем (куб.см) 4200
Мощность (л.с.): 131

Марка/Модель: Toyota Land Cruiser 105, МКПП Пробег 60 000 км
Дата выпуска: 2003 год
Тип двигателя: 1HZ (дизель)
Объем (куб.см) 4200
Мощность (л.с.): 128

Марка/Модель: УАЗ Патриот, МКПП Пробег 160 000 км
Дата выпуска: 2012 год
Тип двигателя: ЗМЗ-409 (бензин)
Объем (куб.см) 2700
Мощность (л.с.): 128

Смазочные материалы:

Полностью синтетическое моторное масло RAVENOL SSO SAE 0W-30
Гидрокрекинговое моторное RAVENOL LLO SAE 10w-40 (для УАЗ на обратную дорогу)
Полностью синтетическое трансмиссионное масло RAVENOL VSG SAE 75W-90
Тормозная жидкость RAVENOL DOT 5.1
Охлаждающая жидкость RAVENOL LTC COLD CLIMATE -60C
Охлаждающая жидкость RAVENOL LGC Lobrid Glycerin Coolant Premix -40° C13
Гидроусилитель рулевого управления ГУР RAVENOL E-PSF Fluid до -60С
Смазки RAVENOL Arctic Tripoid Grease ATG 2 mit MoS2
RAVENOL Arctic Green Grease AGG 2
Присадка-корректор цетанового числа RAVENOL Diesel Cetane Booster
Растворитель ржавчины RAVENOL Rostloeser MOS 2

Дневник экспедиции

22 февраля. Пермь. Разница с Москвой 2 часа. Погода отличная: -4С.. -6С и периодически пробивалось солнце.

23 февраля. Все автомобили воссоединились. При пересечении Уральских гор попали в непогоду: -2С, сильный снегопад, видимость не более 30 м, дорога «голый лёд», довольно много аварий встречалось. Ночевка в районе Краснотурьинска.


24 февраля. Ночёвка 40 км от Игрима. Зимник был открыт, при том отличного качества и очень даже хорошо укатанный, а в дополнении к этому весь день нас радовала великолепная погода: утром -5С, днём было по-весеннему солнечно и термометр показывал +3С, но потом похолодало до -7С. Наблюдали ясное звёздное небо.

25 февраля. После заката солнца температура резко упала с -2С до -17С менее, чем за час. По зимнику пошли тяжёлые грузовики. Их пускают в ночное время, так как как днём оттепель, и в целях сохранения зимника днём на него выпускают только а/м весом до 3,5тн. Зимник и при этом подразбит и очень кочковатый: идти с прицепами по нему было тяжело. В итоге тряска лишила нас одного фаркопа. Благо прицепов три, авто 4 и каждая с фаркопом. По пути к Салехарду посетили посёлок Березово (7 тысяч жителей), где установлен единственный в России памятник Александру Меншикову. Берёзово - интересное и историческое знаменитое место. Поселение основано в 1593 году как крепость Берёзов на месте остяцкого поселения Сугмут ваш — «город берёз». С 18 века - место ссылки светлейшего князя Александра Меншикова, князя Алексея Долгорукова с семьёй, графа Андрея Остермана, в 19 веке — декабристов, в начале 20 века — революционеров. Из Берёзова бежал сосланный в Обдорск (Салехард) Лев Троцкий.
В 1719 и 1808 годах город был совершенно истреблён пожарами. Пожар 1887 года также уничтожил большую часть города. После открытия в 1953 году Берёзовского газового месторождения (первого в Западной Сибири) Берёзово получило статус рабочего посёлка, и именно в Березово была пробурена скважина №1! Также в посёлке работает рыбкомбинат (река Северная Сосьва издавна славится своей рыбой, особенно известна сосьвинская сельдь).

Видео Берёзово

26 февраля. Салехард - единственный город в мире, находящийся непосредственно на Полярном круге. Сейчас это современный административный, культурный и деловой центр региона. Город обеспечен современными средствами связи и телекоммуникаций. С недавнего времени Салехард превратился в большую строительную площадку. Посетили краеведческий музей, а также самые значимые достопримечательности города: стелу 66 параллель, памятник романтикам 70-х, мемориал 501-й стройки и памятник Мамонту. Началась сильнейшая пурга.

27 февраля. Погода хорошая встала: за бортом -5С и небольшой ветер 4-7 м/с. Экспедиция прошла Обскую и вышла на перешеек. Поднялся ветер 12,8 м/с с порывами до 15 м/с. Температура -6С. Дорогу заметало на глазах. Спустили колеса.

28 февраля. Ямальское кольцо упорно движется на Север. Всё хорошо. Ночью была сильнейшая метель: порывы ветра достигали 20 м/с. С утра стало получше - ветер стих до 7- 8 м/с с порывами до 10 м/с. Днем за бортом было -5..-7С. После Паюты, где официальный зимник ушел на восток на Новый порт, продолжили движение на Север, след практически исчез после нескольких дней пурги. Пошли перемёты и сильно заметённые низины; местами след не было видно совсем. На зимнике никого не встретили: ни встречных, ни попутных.

29 февраля. Прошли около 45 км. Непогода стояла весь день: сильная пурга замела полностью следы и даже намёки на них, а небо смешалось с землёй. Обули прицепы в лыжи, чтобы легче было тянуть запасы топлива и провианта, и кое-как добрались до разъезда Хралов, где остановились пережидать пургу. Скорость ветра днём была около 12м/с , после обеда ветер усилился до 16 м/с. Пурговали и встречные КАМАЗы. К вечеру ветер немного стих – по-тёмному хоть как-то видно рельеф. Температура упала до -9С, днём было -3С. Техника в порядке, люди тоже. Похолодало до -12, ветер утих, поехали бодрее. За день проехали 85 км. На одометре 3436 км.

1 марта. Двигаемся медленнее, чем планировали. Сегодня прошли всего 100 км. Хотя в целом у нас сегодня был очень даже неплохой денёк! Подморозило, сейчас -17-18. Днём было солнце такое яркое и радостное: мы наблюдали гало и красиво и весело шли! А к вечеру поднялся ветер. Сейчас скорость ветра 13,8 м/с, видимость полностью отсутствует и мы встали на ночлег. Попробуем завтра выехать в 6 утра. На одометре 3535 км.

Сведения по зимнику: он здесь очень узкий, можно сказать, что в принципе его нет. Кое-где натоптана колея одиночными машинами, а сам зимник шириной буквально в одну машину. 20 см вправо, 20 см влево - и сразу снег 70 см глубиной. Поэтому ехать приходится как сапёру, который ошибается только один раз. Чуть прозевал - машина валится с зимника в глубокий снег, и начинаются спас работы.

За весь день не встретили ни одной машины ни встречных, ни попутных, ехали в полном одиночестве. Под вечер в ночи встретили УРАЛ с гусеничным вездеходом в сопровождении. Они топчут зимник вдоль ж/д от Хралова до Бованенково промо вдоль ж/д путей. Мы не поняли зачем они это делают, но задача была поставлена, и ребята честно бились 20 дней. У них кончилась солярка, зимник в итоге пробить не удалось, и от встречи с нами они повернули назад.

Нам же до Се-Яхи осталось примерно 120 км, надеемся завтра до неё доберёмся. Топливо есть, еда есть, все в бодром настроении духа, машины в отличном состоянии. Видели пару чумов, рядом с ними паслись олени – жизнь здесь есть, что не может не радовать. Крупной живности не встречали, разве что поднимали много полярной куропатки, и пару раз встречали полярных зайцев.

Из сложностей технического плана: в этом году мы доработали лыжи под прицепы, и как показал практика – конструкция получилась не очень удачная. Сейчас лыжи сделаны короче по длине, и из-за этого они зарываются при движении назад, плюс лыжу сделали чуть шире, чтобы было легче идти под нагрузкой, а в итоге она стала шире колеса, и колесо болтается и периодически соскакивает или проворачивается. Воюем с ними всю дорогу.

2 марта. 21:06 (МСК). С утра прошли 155 км. В Се-Яхе были уже в 15:30 (МСК) За бортом днём температура держалась в районе -21 -23, и было очень солнечно. Ветер слабый, в пределах 5 м/с. На одометре 3670.

После Се-Яхи проехали совсем немного - всего километров на 10 - и встали на ночёвку. Сейчас -27. Остановило нас совершенно потрясающее цветное яркое и долгое, наверное, более часа наблюдали, Северное Сияние! Мы разинули рты и не могли оторваться от этого зрелища, собственно, поэтому мы никуда и не ехали больше, а стояли и любовались..!

Очень нам понравился посёлок Се-Яха. Это оленеводческий посёлок, основанный в 30-х годах прошлого века. В 1936г. здесь была организована метеорологическая служба, а собственно развитие посёлка обусловила организация геологоразведочных работ на Ямале. В 1968 года Се-Яха стала центром базирования Заполярной геологоразведочной экспедиции (ЗГЭ), действовавшей до 1991 года.

В Се-Яхе расположена школа-интернат, где обучаются в том числе и дети из других населённых пунктов региона, чьи родители ведут кочевой образ жизни. Как и положено этому посёлку, когда мы приехали, в здесь находились только женщины и дети, а мужчины все были в тундре на выпасе оленей. Посёлок совершенно новый на вид и очень красивый и красочный! Здесь и многоэтажки, и трёхэтажки, яркие и цветные - жёлтые, красные, зелёные - очень напоминает посёлки на Чукотке, построенные Романом Абрамовичем. Дома все свежие: что-то только построено, что-то в процессе. Наблюдали как идут работы по строительству нового спального корпуса для школы-интерната. Для коренных народов Севера сейчас здесь много, что делается.

Вообще весь сегодняшний день напоминает Чукотку. Очень рельефная местность: полярные сопки, холмы, реки, озера, спуски, подъёмы. По прямой более 500м не ехали – все время какие-то манёвры вверх, вниз, вправо, влево. В Се-Яхе пообщались с местным радиолюбителем Александром Лабутиным. Достаточно известная личность. Мало того, что он сам много путешествует и ездит на снегоходе по различным островам, он в курсе всех экспедиций и выходит со всеми путешественниками на связь, оказывает различную помощь. За нами, как выяснилось, он также уже давно следит и потому, неожиданно и очень приятно для нас, встретил нашу бравую компанию на въезде в посёлок. Помог заправиться, купить продуктов и дал ценные советы. Он хорошо знает и Сан Саныча Трушникова, и Елкина (Еликова Александра). Большая ему благодарность за тёплый приём! Видели стадо оленей, кормили их хлебушком. Они прямо подходят и берут его с рук. Очень здорово! Сейчас ложимся спать. До Сабетты 107 км по прямой. Завтра надеемся туда доехать.

3 марта. 12:16 (МСК). Ночью мы так и не легли спать, как собирались. Северное Сияние решило нас видимо заворожить окончательно, и после звонка о том, что мы отходим ко сну, оно заиграло с новой силой и новыми красками! Это что-то умопомрачительное и совершенно неземное! Даже для тех членов экспедиции, которые видели Северное Сияние не по одному десятку раз - это было единогласно признано совершенно фантастическим и безумно красивым зрелищем. До сих пор под впечатлением!

Ночью и с утра было -31. Мы глушили моторы на ночь, надо сказать все машины с утра бодро завелись. Ну прямо вообще без проблем с полоборота, масло RAVENOL отлично себя показывает на морозе, мы очень довольны. Сейчас -25-26, и совершенно чудесная погода!

С утра прошли уже почти 65 км. Кардинально поменялся пейзаж: если вчера ехали по очень ярко выраженному рельефу, то сейчас пошла классическая тундра, ровная как стол, с видимостью на десятки километров!



Очень много здесь оленей. Мы столько раньше не видели. Ночью они приходили к нам в лагерь, вытоптали приличную поляну вокруг машин, и заодно всполошили и перебудили нас, так как мы спросонья решили, что пришёл медведь. Ну раз такое дело, пришлось снова покормить их хлебушком – любят они его. Вот и сейчас от нас они метров в 200-х всего –огромное стадо оленей. Они вообще в этом районе везде! Равно как и множество чумов. И местные ненцы, как в старом фильме, разъезжают на оленьих упряжках. Романтика. Недавно встретились с командой Пермяков, которые держат уже путь домой. Почти час общались, обменивались впечатлениями и данными по обстановке на маршруте.

Вот вчера, например, мы догнали УРАЛы. Они пропустили нас вперёд, а впереди нетронутый зимник без намёка на след. Сегодня шли довольно тяжело до встречи с ребятами из Перми, так как пробивали дорогу в прямом смысле слова. Пришлось спустить колеса до 0,4, иначе не ехали совсем. Я (Аркадий) шёл впереди. И пробивая колею, мне срезало сосок и зажевало колесо. Пока это единственная потеря. В остальном мат. часть в отличном состоянии! В 17:26 (МСК) Мы приехали в Сабетту. Сейчас 20:15 (МСК) наслаждаемся душем и планируем спать. В кроватях! Нас здесь очень тепло встретили, приютили, накормили, разместили, и какое счастье для всех - мы в душе!))) Что хочется сказать. Сабетта – это по факту созданный Ямал-СПГ с нуля и в короткий срок - новый комфортный рабочий посёлок, размером с хороший подмосковный город. Только подумайте - с нуля, на вечной мерзлоте! В 2006 году здесь проживало всего 19 человек! И даже в 2010 году сюда и тропы не было, не говоря уже о какой-то жизни и тем более цивилизации. Когда мы были на Ямале как раз в 2010м, про название Сабетта знали разве что пограничники. А сейчас это реально самый грандиозный инфраструктурный проект со времён БАМа!

В чистом поле, почти на 72 градусе СШ, построен огромный сложнейший технико-инженерный комплекс. Это и аэропорт, на ВЗПП которого садятся Боинги! И современный морской порт, в который заходят океанические корабли и ледоколы, современная электростанция, и небольшой прямо-таки город, новый абсолютно, на несколько десятков тысяч человек! Это действительно тяжёлая и заслуживающая уважения работа. Это не привезти три балка и буровую. Ведь что такое построить аэродром – это не просто плиты уложить на вечной мерзлоте, это развернуть современную аэро-навигационную службу, диспетчерскую службу, метеорологиескую службу, радиотехническую службу. Сюда садятся рейсовые Боинги, выполняющие регулярные перелёты Москва-Сабетта, Уфа-Сабетта. Боинг 737-300,600,800!!!! И это только одно из. Аэропорт, порт, завод, электростанция, таможенный и пограничный терминалы - очень мощно! Здесь созданы все условия для работы и комфортного проживания: магазины, кафе, столовая, библиотека, видеопрокат - все удобства.

И все это заслуга ЯМАЛ СПГ Сабетта, вполне конкретной организации. Мы потрясены и в полном восторге!

А вот что про этот посёлок пишет Википедия: «Для целей проекта «Ямал СПГ» на территории лицензионного участка построен аэропорт. Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром I категории ИКАО, взлётно-посадочную полосу 2704 м х 46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Аэропорт может принимать самолёты различных типов ИЛ-76, А-320, Boeing-737-300, 600, 700, 800, Boeing-767-200, а также вертолёты МИ-26, МИ-8. Оператором аэропорта является 100 % дочернее предприятие ОАО «Ямал СПГ» — ООО «Международный аэропорт Сабетта».

Строительство морского порта, предназначенного для перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и поставок сжиженного природного газа морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, АТР осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства России.

20 июля 2012 года состоялась торжественная закладка морского порта, расположенного в 5 километрах к северо-востоку от посёлка. Строительство ведёт группа компаний «СК МОСТ».

Первые грузовые суда пришвартовались к причалу порта в октябре 2013 года.»

4 марта. 21:04 (МСК). Сегодняшний день прошёл довольно насыщенно. С утра занимались мелким ремонтом УАЗика и латали небольшие погрешности техники, а потом устроили себе экскурсию по посёлку Сабетта. Заехали в аэропорт и наблюдали взлетающие и садящиеся самолёты, потом поехали в порт и любовались великолепием кораблей, стоящих на рейде, проехались по городку и увидели весь процесс строительства своими глазами. В очередной раз поразились масштабности и грандиозности проводимых работ. Мы не просто впечатлены, а поражены! Ямал СПГ в Сабетте – проводит реальную сложную и невообразимо масштабную работу, причём в довольно высоком темпе!

Вечером мы покинули Себетту и отправились дальше. Погода отличная. Сейчас -26, немного поднялся ветер до -6м/с, покусывает и щиплет щеки. Сейчас встали на ночёвку. Нам снова включили Северное Сияние.

5 марта. 20:11 (МСК) Новостей сегодня немного. Погода ухудшилась: потеплело до -18, поднялся ветер, примерно 12м/с, весь день метёт и очень плохая видимость. Всего проехали с утра 195 км, до пролива Малыгина осталось 70 км. Также в виду возможности по расстоянию до цели сделать радиальный выезд, мы по полной программе заправились, загрузили самым необходимым машины из прицепов, а сами прицепы оставили в тундре. Сейчас встаём на ночёвку. Машины покачивает ветром, и убаюкивает. Завтра выдвигается на штурм.

6 марта. 22:56 (МСК) У нас все хорошо. Тепло,-13, весь день метёт. Шли в основном по темноте. Медленно, тяжело, но все же идём вперёд, из расчёта пробега до цели 1:1,5: то есть на общий пробег за сегодняшний день в 45 км, к проливу мы стали ближе всего на 30 км.

Машины с полными баками довольно тяжелые, и снег в этих местах оказался обманчивый: вроде наст крепкий, но машину он не держит, а под настом и не сказать, чтобы пухляк, но очень плохо топчится. Давление в колёсах спустили до 0,3. Идём все время на 1й пониженной. Я (Аркадий) столько на этой передаче ещё ни в одной экспедиции не ездил. Нога просто отваливается.

Вдобавок местность довольно рельефная снова стала - большое количество каньонов, которые приходится постоянно преодолевать, и при этом они сильно занесены снегом. То бьёмся вниз, то подталкиваем друг-друга вверх. Один раз ошиблись с траекторией и выскочили почти на вертикальную стенку, пришлось каньон в прямом смысле слова штурмовать. Вытащили кое-как сначала меня (Аркадия) наверх, потом всех остальных лебёдками вытягивали.

7 марта. 23:56 (МСК) Всем доброй ночи! Итак, спустя 4240 км по одометру от ул. Малыгина в Москве, мы наконец вышли к проливу Малыгина на северном побережье Ямала!

Стали на ночёвку на мысе Шайтанов прямо под маяком, и сейчас ложимся спать без сил. Последние 10 км. шли 5 часов. Тут странный снег: он словно песок, но при этом и не топчется, и не тромбуется, и машину не держит. Мы и копали, и лебёдки разворачивали, и заклинания выдумывали, - не очень помогает пока. Завтра, надеемся, будет намного лучше.

Также в пути на задержал небольшой ремонт: у нас на одном прицепе, что мы взяли с собой порвалось крепление рессоры. Крепление заварили, все снова в норме.

Мыс Шайтанов. В проливе Малыгина, который отделяет остров Белый от Ямальского полуострова, стоит деревянный геодезический знак, известный как знак Котовщиковой. Наталья Александровна Котовщикова была сотрудницей Географического института. В 1929 г., работая в Ямальской экспедиции В. Н. Чернецова, она выехала в северную часть Ямала вместе с оленьими стадами ненцев. Получилось так, что, оставшись одна в тундре, Наталья Александровна заболела. Об этом люди узнали уже после её смерти из ее дневников, которые она вела до последней минуты. Чернецов, автор некролога («Советский Север», 1930, № 1) писал: «В палатке лежала сумка с дневниками Натальи Александровны, а когда впоследствии растаял снег, мы нашли письмо, в котором она прощалась с нами, уже не надеясь вновь увидеться». Планы Н. А. Котовщиковой посвятить свою жизнь исследованию истории, этнографии и географии малой народности — ненцев, живших на краю земли, — оборвала безжалостная трагическая смерть.

Геодезический знак «Память Н. Котовщиковой» этнографа экспедиции АН СССР 1929 г. на мысе Шайтанов, северо-восточная оконечность полуострова Ямал. Рядом со знаком могила Н. Котовщиковой.

8 марта. 21:25 (МСК).
Новости от Руководителя Экспедиции:
Мы на о. Белый! Передаём привет большой Земле и нашим любимым спутницам жизни! Это исключительно благодаря вашей поддержке, терпению, заботе и вере в нас бородатых, одержимых, но бесконечно любящих вас! Мы все вместе и каждый по отдельности поздравляем вас с праздником весны, и шлем вам тепло наших сердец из заполярья! Мы бесконечно надеемся, что вы с нами счастливы, потому что мы очень стараемся, чтобы это было именно так!

В этот день погода нас радовала: ночью -18, днём -14, ветер 5-6м/с, и было солнечно и ясно! Пролив проходили по минимальной траектории, на сколько это было возможно. Хотели успеть по светлому дойти до берега. У берегов очень много торосов, а рядом с ним – неимоверное количество трещин. И старых, и совсем свежих. Снега тоже очень много, но на солнце ложбинки на месте трещин в общем-то видны благодаря отбрасыванию тени. Мы только в одном месте просмотрели такую ложбинку и провалились в небольшую трещину, но не критично, все обошлось.

В проливе снег такой же, как описывали вчера – ну чистый песок, по которому тяжело идти: и вес машин не держит, и не топчется, зарываемся в него, и резко теряем скорость движения. Много заструг. В середине пролива снега не меньше, чем у берегов. Чистого льда, как на Енисее, не было нигде, наименьшая глубина снега 18 см. Бурили лунку для измерения толщины льда: вышло 95 см. Ну а наша завтрашняя цель – полярная станция им.Попова.

Морская гидрометеорологическая (полярная) станция на острове Белый открыта в ноябре 1933 года по программе II разряда. В феврале 1972 года станции присвоено имя бывшего начальника Амдерминского РМЦ Михаила Владимировича Попова. Метеорологическая площадка несколько раз переносилась: в 50-х годах на 50 м в юго-юго-восточном направлении, в сентябре 1966 года на 50 м в том же направлении. Переносы были связаны с разрушением берега протоки Рогозина. 2 сентября 1973 года метеоплощадка станции перенесена на 180 м к северо-востоку. Станционный ртутный барометр также несколько раз переносился. Станция относится к реперной наблюдательной сети Росгидромета.

9 марта. 22:24 (МСК). Стали на ночёвку в 4-х км от полярной станции им. Попова. Наблюдаем её красочные огни, как на ладони! Расстояние до Северного Полюса 1840 км, а до Москвы – 4250 км. Три Toyota Land Cruiser, и впервые за историю – бензиновый УАЗ Патриот на 33-х колёсах, на острове Белый ) Это ли не чудеса? Да ещё с учётом приключений, описанных ниже?

А теперь по порядку. С утра, когда проснулись, было -8, шёл лёгкий снежок, но несмотря на его лёгкость, за ночь насыпало примерно 5-7 см снега. Днём потеплело до -5, и снег пошёл сильнее, превратив все вокруг в «молоко» - видимость не превышала 100 метров, и ехать было очень сложно. Позже снег прекратился, облачность поднялась, и мы поехали не спеша, любуясь пейзажем: отдыхали и делали фото. Спустя какое-то время мы попали в охлаждённый туман. Температура упала до -11, и туман был настолько густой и плотный, что капота не видно… А если выйти из машины и сделать 2 шага – машина исчезала из поля зрения, при этом вокруг стояла настолько полная тишина, что в ушах звенит… У нас такое впервые! Это полная потеря ориентира в пространстве! Ехать с такими ощущениями было очень необычно и странно – словно паришь в невесомости: то ли едешь, то ли летишь, то ли падаешь куда-то, как Алиса в зазеркалье… словами не передать… Надо при этом отметить, что поверхность острова Белый почти абсолютно ровная, как стол. Его высота составляет около 12 м над уровнем моря. Рельефа нет вообще – можно ехать в любом направлении, а если и есть изменение высот, то оно очень плавное и почти незаметное.

Днём, при температуре -5 не ехалось, ну никак. Этот особенный снег, словно порошковый песок, не топчется вообще. Надеемся, за ночь колею подморозит и появится наст. Погода к этому пока располагает.

Сейчас -21, звёздное небо полыхает сиянием, а над нами – почти над самой головой - висит Полярная звезда! Это непередаваемо!.. Здесь вообще очень красиво и необычно. Как-то очень резко и странно начала чувствоваться оторванность от материка сразу после пролива: и воздух чище, и снег белее, и то, что мы шагнули куда-то за край земли, за край света. И как только мы пересекли эту границу – все стало иначе…воздух, небо, звезды…

10 марта. 20:54 (МСК). Когда мы утром проснулись, на улице стояла волшебная погода: -30, и слабый ветерок. Все машины несмотря на мороз отлично завелись - спасибо маслам и арктическим смазкам Равенол, проблем ни у кого не было ни разу за все это время.

После ремонта УАЗички мы довольно быстро добрались до полярной станции имени Попова. А нас там ждали ещё с вечера, так как видели наши огни на подступах к станции, да и отслеживали наше перемещение по трекеру. Ребята приготовили для нас праздничный ужин и накрыли роскошный стол. А нас все нет и нет… в итоге наши огни погасли, стол решили разобрать, но только до утра! Когда мы приехали на станцию, нас очень тепло и гостеприимно встретили и накрыли не менее праздничный завтрак! Мы много общались, все люди на станции очень приветливые и интересные! много впечатлений и самых приятный эмоций! Спасибо Вам огромное за очень добрую встречу!!!!

Пользуясь случаем и хорошей погодой, часть экипажей отправились на фотосъёмку полярной станции! Андрей Разгром первым выбежал с фотоаппаратом в руках, и столкнулся нос к носу …. с белым медведем!!!

Причём буквально за 5 минут до этого, когда ребята наши пошли гулять по территории Полярной станции, за ними выбежал один из сотрудников станции и жёстко отругал за легкомысленные прогулки без ружья и фальшфеера! Дело в том, что медведи здесь бывают буквально каждый день. Ребята взяли ружье и пошли гулять уже вполне подготовленными. А Андрей решил, что это шутка, и вместо фальшфеера взял фотоаппарат и отправился за поисками шедевральных кадров! и тут же встретил его – белого и огромного царя Арктики!

Медведь остался жив, Андрей тоже. Андрей бежал к автомобилю на олимпийский рекорд. Он конечно нам потом рассказывал, что бежал не от медведя, а за портретным объективом в машину, и громко звал нас поглядеть на живого настоящего дикого медведя, но нам то показалось, что он кричал совсем другие слова и бежал по тундре, как молодой олень, вовсе не за объективом, мы аж обзавидовались такой прыти!

А что медведь…? А медведь оказался спокойным и весьма любознательным. Шёл он себе по тундре, увидел странную красную Нерку. Подошёл поближе – оказался Андрей Разгром! Медведь очень удивился, но так как едой от Андрея не пахло, то просто полюбопытничал на предмет новых видов ярких и странных двуногих )) это его увлекло остаться с нами какое-то время. А потом он ушёл. А мы были счастливы и наделали фото этого могучего зверя!

От нас он был метрах в 250, хотя Андрей говорит, что не было и 50 метров! Истина, как водится, где-то по середине ))) В этом волшебном месте с добрыми полярниками и приветливым медведем мы хотели остаться хотя бы ещё на день, но поскольку мы прилично выбились из графика, а прогноз погоды обещал к вечеру сильный снег и ураганный ветер, нам пришлось сократить общение и выдвинуться в обратный путь.

Сейчас мы звоним с берега о.Белый на выходе в пролив Малыгина. Как и обещал прогноз погоды, температура начала расти, сейчас -18 и повалил снег. Обратную дорогу от станции до губы проделали за 4 часа – по своим следам идти было довольно комфортно. Сейчас попробуем пройти пролив, пока не замело нашу колею.

11 марта. 18:29 (МСК). Мы снова на материке. Сегодня получился весьма серьёзный марш-бросок и за короткое время: вышли со станции Попова вчера в 18:45 и к 4:00 сегодня были уже на мысе Шайтанов. Путь, который шли два с лишним дня, прошли за 8-9 часов.

Сегодня немного выспались и в обед вышли дальше, тем более, что с утра была густая белая мгла и ничего не было видно. Так что сон был весьма кстати. Вообще странное явление: ветра нет, снега нет, тумана нет, но и видимости тоже нет! Потом немного облачность поднялась, и в 13-00 мы выдвинулись дальше в путь.

За время, которое нас не было, все следы перемело так, что мы их даже не нашли. Били новую колею. Но даже при этом скорость движения в два раза выше сейчас, возможно потому что подморозило. Так, если на пути к о.Белый от прицепов до мыса Шайтанов мы шли два дня, то сейчас от мыса Шайтанов в сторону прицепов мы прошли за полдня, и до них нам сейчас осталось всего 50 км.

Самочувствие у всех отличное, машины в полном порядке. Завтра расскажем, как без нас эти дни провели прицепы. Главное, чтобы их не занесло на столько, чтобы мы их не смогли найти. Там все ж таки топливо! )

12 марта. 22:28 (МСК). У нас все хорошо. Погода сегодня с самого утра стояла совершенно чудесная. С утра было -25, днём -19-20, и это был один из тех очень редких дней, когда не было ветра, практически совсем!

И это задало настроение дня! )) Мы же при этом очень радовались, что мы обычные путешественники и у нас нет задачи идти на скорость, и потому мы можем насладиться этим волшебным днём в полной мере!!! Что мы и делали! Катились, рубились, топтались, копались сегодня исключительно в своё удовольствие. Много фотографировали, чудили и дурачились!

Как мы рассказывали днём ранее, следов наших совсем не осталось, и мы заново прокладывали и пробивали колею. Сегодня продолжили движение по азимуту, на каком-то участке копались часа три и прошли всего километров 5, но в целом скорость движения была, конечно, намного выше. Ну а чтобы пробивать обратный путь было веселее, решили протестировать автомобили и мастерство пилотов и штурманов и устроили себе зачёт в нескольких номинациях преодоления тундрового бездорожья!

На скорость и на спор переезжали овраги, топтали параллельно 4 колеи, смотрели кто топтал ровнее и быстрее)), устраивали по колее забег с лопатами для штурманов, которые опять же соревновались в том, кто лучше и качественнее откопает а/м, ну или закопает пилота, если колея, по которой надо было бежать была не ровная и не удобная и не позволила одержать победу в зачёте штурманов. Потом все повторяли, так как кому-то надо было взять реванш, ещё и ещё, пока в итоге каждый не побывал на почётном месте победителя )))

После обеда продолжили «тундровые соревнования» и к вечеру вышли на базу Дорожников. Там без труда отыскали наши прицепы от МЗСА: они были заметены, но не критично. Привели их в боевое состояние и переложили основной груз. Все-таки это отличное решение для столь длительных внедорожных путешествий: удобно и надёжно.

От базы дорожников мы немного отъехали в сторону и легли спать. Завтра едем в Бованенково. На одометре 4535 км. Вечером было снова потрясающее сияние…

13 марта. Мы весь день идём по зимнику, прошли 250 км. До Бованенково осталось около 150 км. Зимник полностью разбитый, ехать невозможно. Никак мы на это не рассчитывали…

Зимник представляет собой огромные колеи от УРАЛов, очень ухабистые и неровные, в которых мы с прицепами тонем и вязнем. Идём не более 20 км в час: по факту езда по этому зимнику оказалось в разы сложнее, чем по тундре.

И мы, и прицепы видим впервые за все путешествие столь разбитую дорогу – на одном прицепе даже сломалась рессора. Но у нас были запчасти, все отремонтировали, и все-таки рассчитываем завтра попасть в Бованенково.

Сейчас просто валимся с ног от усталости. Всем привет!

14 марта. Кто сказал, что ужас был вчера, то не ехал сегодня… К 18:00 мы все-таки добрались до Бованенково. 150 км белой мглы и полная потеря ориентации в пространстве, не считая всех прелестей вчерашнего зимника. Шли в буквальном смысле по приборам.

Потеплело до -3, валил мокрый снег и стоял туман одновременно. Не видно было даже капота. Вешки зимника старались разглядеть через боковые окна, да и вообще старались смотреть в боковые окна, чтобы хоть как-то уцепиться взглядом за что-нибудь… всех стало мутить, как при морской болезни. Иногда открывали окно, чтобы лицо обдало холодным воздухом и мокрым снегом, чтобы немного сбить головокружение.

Сломали ещё одну рессору, заменили на запасную, и в запасе осталась ещё только одна. Отломили крепление амортизатора на УАЗе.

Каким-то образом мы все же добрались до Бованенково, где нас уже ждали! Встретили на въезде в посёлок и проводили до уюта и тепла и нас, и машины. Очень гостеприимные люди здесь. Спасибо Вам большое!



Если вы автопутешественник, любитель экстремальных экспедиций, представитель спортивной команды или частный пилот, профессиональный тюнингист или энтузиаст-конструктор и у вас есть интересный проект, то мы всегда готовы помочь в его осуществлении. Напишите нам на pro@ravenol.ru, и мы свяжемся с вами!
Ключевые слова для этой статьи:
RAVENOL oil Arctic масло для зимы смазка для зимы зимнее масло зимние смазки экспедиция
2016-03-15
Наши партнёры: